Боязнь телефонных разговоров (телефонофобия) — относительно новая проблема. Стала значительно прогрессировать с развитием мобильной связи. Каждый из нас в свое время сталкивался со страхом позвонить: незнакомцу, по объявлению на работу, с целью позвать понравившегося человека на свидание. У телефонофобов же подобная задача вызывает настолько сильную тревогу, что они с трудом заставляют себя взять в руки трубку. Более того, некоторые испытывают стресс при необходимости разговаривать по телефону даже с самыми близкими людьми и до ужаса боятся входящих звонков.
Типичные ситуации, при которых проявляется страх
Телефонофоб не обязательно боится любых ситуаций, связанных с телефоном. Боязнь телефонных звонков нередко развивается на почве таких фобичесских расстройств как социофобия (боязнь социального общения, публичных выступлений) и агнософобия (боязнь неизвестности). Поэтому телефонофоба могут беспокоить лишь определенные условия. Например, страх перед холодными звонками, боязнь входящих вызовов, дискомфорт при необходимости звонить по телефону незнакомым людям.
Страх входящего звонка
Когда раздается телефонный звонок, которого человек не ждал, он оказывается в пассивной позиции. В таком общении присутствует элемент неожиданности: человек не знает, что ему сообщат, о чем попросят. Он не готов к разговору, который, по сути, ему навязали, и испытывает в связи с этим сильный психологический дискомфорт.
Зачастую люди, сильно уставшие на работе и мечтающие только об отдыхе и уединении, к любому неожиданному звонку относятся как дополнительной психо-эмоциональной нагрузке.
Фобия также может быть спровоцирована эмоциональным потрясением, полученным при разговоре по телефону. Услышав однажды печальные известия таким образом (например, сообщение об аварии, смерти близкого человека), человек еще долгое время будет бояться отвечать на звонки.
Наконец, для представителей некоторых профессий (операторы скорой помощи, пожарной службы, телефона доверия) телефонные звонки в большинстве случаев — тревожный сигнал, вестники беды.
Общение по телефону с незнакомцами
Очень многие люди в большей или меньшей мере стесняются незнакомцев при личном общении, с трудом находят общие темы для беседы. При разговоре по телефону ситуация усугубляется еще и потому, что возможность составить представление о собеседнике ограничена получаемой вербальной информацией и интонацией голоса, которая зачастую искажена.
При общении по телефону с хорошо знакомым человеком этого бывает вполне достаточно, чтобы понять, как он реагирует на наши слова. Не имея возможности наблюдать за изменением позы, мимики, жестов незнакомца на другом конце провода, мы часто испытываем недостаток необходимой обратной связи, что вызывает сильное чувство тревоги. Мы боимся, что случайно вызвали раздражение или обиду у собеседника, но даже не поняли этого.
Страх холодных звонков
Если телефонофобы в целях личного общения часто спасаются перепиской через соцсети, мессенджеры, СМС-сообщения, то человеку, в рабочие обязанности которого входит общение по телефону, деваться некуда. Многим начинающим «продажникам» знаком страх холодных звонков.
Холодный звонок — это звонок потенциальному клиенту. Если на теплом или входящем звонке у клиента уже сформировано желание воспользоваться предоставляемой фирмой услугой или приобрести ее продукт, то при холодном, исходящем клиента только предстоит заинтересовать.
У людей, которые пытаются договориться о встрече или совершить сделку по телефону, страх звонка имеет свои основания. Это связано с потенциальной возможностью потревожить человека по ту сторону провода, навязывая услугу, в которой тот не нуждается, нарваться на грубый ответ.
Причины
Рассмотрим наиболее распространенные факторы, вызывающие стресс при общении по телефону.
- Неумение быстро формулировать мысли. Для медлительных людей это серьезная проблема. При переписке или обычном разговоре есть возможность потянуть время и обдумать ответ. Если же долго молчать в телефонную трубку, собеседник может решить, что пропала связь или вы его не внимательно слушали.
- Недостаточно развитые социальные навыки. Зачастую боязнь звонков связана с неумением завязывать и поддерживать беседу в целом. Стоит отметить, что боязнь разговаривать по телефону вовсе не является стопроцентным признаком клинической формы социофобии. Большинство теленофобов не испытывает сложностей при личном общении и активно переписываются в соцсетях.
- Отсутствие привычки общаться по телефону. В век Интернета мы все больше привыкаем решать деловые и личные вопросы по переписке, а не при живом общении.
- Страх звонка нередко связан с боязнью попасть на автоответчик.
- Боязнь быть отвергнутым. Для некоторых людей сброшенный исходящий вызов воспринимается, как нежелание с ними общаться, а грубый ответ и вовсе катастрофа. Чтобы избежать чувства отверженности, такие люди предпочитают никогда не звонить первыми.
- Страх действовать. Если человек по телефону собирается договориться о важной сделке или свидании, вполне ожидаемо, что у него в таких ситуациях возникает страх звонка.
Лечение
Для лечения фобии используют следующие психотерапевтические методики:
- Рационализация страха. Эффективна лишь при легких формах расстройства или как вспомогательный метод. Психотерапевт проводит с пациентом беседы о том, что сам по себе звонок не несет угрозы, а неприятный разговор можно прекратить в любой момент, просто положив трубку.
- Когнитивный подход. Преодолеть фобию помогает непосредственная встреча с раздражителем. Сначала преодолевается дискомфорт при совершении коротких звонков своим близким и друзьям, после наступает очередь телефонных разговоров с посторонними. То, чего раньше пациент боялся, становится обыденным делом. Набираясь опыта, телефонофоб начинает осознавать, что даже если он и допускает ошибки в общении, это вовсе не смертельно.
- Гипнотерапия. Человека вводят в состояние транса и производят замену негативных установок и реакций.
- Психоанализ. Часто пациент жалуется: «Я не понимаю, почему я так сильно боюсь звонков». На сеансах выясняется, что вызвало травму, спровоцировавшую развитие фобии.
Как преодолеть страх самостоятельно
Придерживаясь ниже описанных простых приемов, можно существенно снизить уровень тревоги при совершении телефонных звонков.
Как справится с волнением
Практически каждый телефонофоб жалуется на дрожь в голосе и руках, когда говорит по телефону, желание бросить трубку, убежать. Это совершенно нормально, ведь при переживании страха в кровь выбрасывается адреналин. Поэтому перед тем, как звонить, избавьтесь от излишка адреналина: быстро пройдитесь, попрыгайте, похлопайте в ладоши. Снять волнение перед звонком помогут два-три глубоких вдоха и выдоха.
Можете попробовать разговаривать стоя. Это поможет поддерживать организм в состоянии боевой готовности и тем самым заставит чувствовать себя увереннее.
Поставьте рядом с собой воду. В случае необходимости небольшой глоток жидкости поможет снять спазм в горле.
Отрепетируйте звонок
Составьте план разговора. Запишите ключевые тезисы, пометьте важные вопросы, которые хотите задать. Отрепетируйте разговор. Обратите внимание на интонацию и скорость речи. Старайтесь говорить внятно и не спеша. Не нужно тараторить, чтобы как можно быстрее закончить пугающий вас разговор. Выработайте благожелательный уверенный тон голоса.
Используйте жестикуляцию и мимику как при обычном разговоре, пусть собеседник вас и не видит. Это поможет голосу звучать более живо и естественно.
Предугадать наперед все повороты разговора невозможно, а вот настроить себя на позитивный исход — вполне. Старайтесь не накручивать себя, представляя, как ваш собеседник обязательно неправильно вас поймет или нагрубит. Во время звонка можно смотреть на приятные картины и фото. Это способствует расслаблению.
Не стоит переживать из-за пауз в разговоре. Скорее всего, собеседник просто долго обдумывает ответ, а не игнорирует вас. Если пауза затянулась по вашей вине, то просто объясните, что задумались над ответом.
Во время разговора благожелательно улыбайтесь. Даже через силу. Это не только сделает голос более приятным, но и поспособствует выработке гормонов, усиливающих чувство уверенности и оптимизма.
Что делать, если вы попали на автоответчик
Можно и не оставлять сообщение на автоответчик. Но если возникла острая необходимость передать информацию, а автоответчик застал вас врасплох, просто повесьте трубку. Затем формулируйте сообщение в письменном виде, перезвоните и после звукового сигнала зачитайте текст.
Если позвонили вам
Если вам внезапно позвонили, перед тем, как взять трубку, сделайте несколько глубоких вдохов. Подумайте о том, что ни смотря не на что, хотите сохранить хорошее расположение духа, и только после начинайте разговор.
Желательно всегда иметь рядом с телефоном ручку и записную книжку. Это даст возможность фиксировать важную информацию, сделать беседу более структурированной.
Если вы испытываете слишком сильное волнение, перенесите разговор. Не вдаваясь в подробности, объясните звонящему, что в данный момент у вас нет возможности говорить. Предложите связаться в подходящее для вас время. Входящий звонок в запланированное время не заставит вас врасплох. А пообещав перезвонить самостоятельно, вы сможете психологически подготовиться к разговору по максимуму.
Как преодолеть страх холодных звонков
Чтобы преодолеть страх быть отвергнутым или нарваться на грубого клиента, следует учитывать причины, которые толкают людей на такое поведение. Как правило, неадекватная реакция клиента не связана лично с вами. Только абсолютно счастливый человек всегда настроен дружелюбно. И грубый ответ получил бы любой дозвонившийся в этот момент.
Если вы слишком часто сталкиваетесь с негативной реакцией, проблема, скорее всего, в выбранном способе доносить информацию. Но над манерой разговаривать всегда есть возможность поработать и улучшить свои результаты. В первую очередь «продажникам» рекомендуется составлять детальный план разговора. Повышайте уровень компетентности. Изучайте любую информацию о предоставляемом товаре или услуге. Гораздо проще чувствовать себя уверенней, когда не боишься услышать вопрос, на который не знаешь ответ.
Не воспринимайте себя как назойливого продавца. Подумайте о ценности товара, который вы предлагаете клиентам. Ваш звонок может оказаться очень полезным. Но будьте готовы и к отказам. Тогда они не выбьют вас из колеи.
Помните, ваш собеседник оценивает вас не по внешним данным, одежде или даже предоставляемому товару. Главное — это ваша доброжелательность, вежливость и грамотная речь.Соблюдайте вежливость, даже если собеседник не отвечает вам тем же.
Соблюдайте телефонный этикет
Найдите тихое место, где вас никто ничто не будет отвлекать. Если вы звоните первым, уточните, есть ли у него время для разговора. Если нет, узнайте, когда можно перезвонить.
Не звоните в будние дни ранее восьми часов утра и позже десяти вечера. Не звоните рано утром в выходные дни. Если вы не хотите тревожить человека, у которого есть маленькие дети, не звоните позже девяти. В позднее время неуместно звонить даже близким друзьям и родственникам, разве что по срочному делу. Старайтесь совершать звонки во время обеденного перерыва — максимально удобное для большинства время.
Помните, что страх звонка — это нормальное состояние, периодически возникающее практически у каждого человека. Не стесняйтесь обращаться за психотерапевтической помощью.